Финансово-кредитная поддержка малого и среднего бизнеса в России: проблемы и перспективы

Государственное финансово-кредитное стимулирование развития субъектов малого и среднего предпринимательства в России Осипян Марина Олеговна магистрант, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар Бабенко Игорь Викторович научный руководитель, канд. Краснодар В настоящее время малое и среднее предпринимательство далее — МСП , которое способствует социально-экономическому развитию страны, является одним из ключевых институтов сферы общественных отношений. Достаточно долгое время становление и развитие данного института оставались без должного внимания общественности. Однако, большой интерес к МСП стал проявляться в х годах. На сегодняшний день МСП является не только значимой экономической, но и политической силой для страны.

ФИНАНСОВО - КРЕДИТНЫЕ МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Информация о развитии малого и среднего бизнеса Липецкой области в году 1. Общая ситуация В настоящее время в Липецкой области осуществляют деятельность более 40 тыс. Вклад данного сектора во внутренний валовый продукт региона составляет более 24 процентов. Во исполнение Указа Президента РФ от

Виды поддержки предпринимательства в году Государственная программа Развитие и поддержка малого и среднего УФНС России по Республике Башкортостан: приближается Сессия «ФИНАНСОВО- КРЕДИТНАЯ ПОДДЕРЖКА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА».

Учебное пособие. Изд-во Тамб. Дана экономическая характеристика деятельности малого предприятия, тенденции развития малого предпринимательства, а также рассмотрены проблемы малого бизнеса и пути их преодоления. Значительное внимание уделено вопросу государственного регулирования финансов малых предприятий. Пособие предназначено для студентов экономических специальностей, аспирантов, а также для руководителей малых предприятий и предпринимателей.

Учебное пособие является электронной версией книги: финансы малых предприятий: Прохоровский В. Характеристика экономической деятельности малого предприятия 1. Функции финансов 2. Принципы организации финансов 2.

Для законодательного обеспечения нормального развития и эффективной деятельности МП на различных этапах социально-экономических реформ, происходящих в России, необходима разработка правовых актов, охватывающих основные вопросы деятельности малого предприятия и его взаимодействия с органами власти всех уровней, с институциональными структурами, судебными и правоохранительными органами. При этом система этих актов должна воспринять в себя наиболее эффективные и прогрессивные элементы рыночного законодательства стран с устоявшимися традициями содействия малому предприятию в условиях цивилизованной рыночной экономики.

Начиная с г. Но среди них не было ни одного специального закона. Непосредственно на поддержку малого предпринимательства были направлены постановление союзного правительства от

Отметим, что в России широкое распространение из всех форм государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса имеют.

Анисимова П. Государственная политика России в сфере малого бизнеса заметно изменилась начиная в период после года. Так, в мае г. Кроме того, Госкомитет должен был сформировать целостную инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, в том числе обеспечить консультативную, информационную и финансовую помощь. К числу основных форм поддержки малого предпринимательства традиционно, в том числе и с учетом зарубежного опыта, были отнесены: В рамках Федеральной программы поддержки малого предпринимательства было предусмотрено его законодательное обеспечение, подготовка кадров, создание соответствующей инфраструктуры, в том числе информационных центров и других структур производственно-технологической и финансовой поддержки малого предпринимательства.

Произошли изменения и в области финансово-экономической и информационной поддержки малого предпринимательства, формировании его инфраструктуры. Активизировалась финансово-кредитная поддержка малых предприятий за счет средств специализированных фондов. По настоящее время невозможно помочь всем малым и средним предприятиям, тем более что их состав по новому закону шире. Прежний закон никак не определял процедуру отбора субъектов для оказания им поддержки.

В результате, очень небольшое количество малых предприятий обращалось за помощью. Вопрос в том, удалось ли новому закону изменить эту ситуацию и сделать процедуру отбора и оказания поддержки более прозрачной и легкой для небольших организаций и индивидуальных предпринимателей. В гг. Отличительная особенность Федеральной поддержки МП того времени состоит в более четком разграничении полномочий и ответственности Федерации и ее субъектов за решение вопросов поддержки и регулирования малого предпринимательства.

2. Государственная поддержка малого бизнеса в России

Малое и среднее предпринимательство: Эта динамика связана в том числе с принятыми в году мерами. Впервые в сфере развития малого и среднего предпринимательства утверждён документ стратегического планирования на долгосрочную перспективу — Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до года. Её внедрение в субъектах Федерации запланировано на год.

В законодательство РФ об административных правонарушениях внесены изменения, предусматривающие применение к субъектам МСП административного наказания исключительно в виде предупреждения.

Вторая федеральная программа государственной поддержки малого инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых и ответственности РФ и субъектов РФ в решении поставленных задач.

Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства Самой обременительной для государственного бюджета и одновременно самой привлекательной для предпринимательства является финансово-кредитная поддержка, включающая льготное кредитование, предоставление гарантий под кредиты коммерческих банков и др. В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка предпринимательства направлена в основном на стимуляцию малого предпринимательства.

Так же на законодательном уровне даны понятия инфраструктуры поддержки, виды и формы финансовой поддержки. Выделяют следующие формы государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства[38]: Правовые основы предоставления бюджетных средств в форме субвенций и субсидий субъектам предпринимательства, в том числе и малого предпринимательства, установлены в Бюджетном кодексе РФ, введенным в действие с 1 января г.

В научной литературе по-разному оценивается прямое бюджетное субсидирование малого предпринимательства[39]: Следующей формой государственного финансирования малого бизнеса является предоставление кредитов, займов, ссуд субъектам малого предпринимательства. Согласно ст. Но в законе закреплено лишь право, но не обязанность на предоставление фондами льготных кредитов.

Для малого бизнеса создадут новое агентство

Среди промышленных предприятий наиболее часто встречаются предприятия по производству продуктов питания, производству строительных материалов, деревообработке и изготовлению мебели. В группе предприятий, оказывающих услуги, превалируют фирмы, оказывающие бытовые услуги населению ремонт бытовой техники, одежды, обуви, парикмахерские , а также, оказывающие услуги предприятиям фирмы, занимающиеся консалтингом, рекламной деятельностью, обеспечивающие связь, а также занимающиеся страхованием.

Финансовое положение большинства малых предприятий из числа опрошенных сами предприниматели оценивают как среднее см. Среди прибыльных предприятий чаще всего оказываются предприятия торговли и общественного питания количество таких предприятий наиболее значительно в Екатеринбурге и Москве , а также предприятия промышленности лидирует Екатеринбург и строительства больше всего их Ростове-на-Дону и Екатеринбурге.

В группе убыточных предприятий лидирующее место занимают сельскохозяйственные предприятия и предприятия торговли и общественного питания.

Главная · Малый и средний бизнес; Финансово-кредитная поддержка осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего соглашения о сотрудничестве ТПП РФ со Сбербанком России и ВТБ доступа к финансово-кредитным ресурсам субъектов малого и среднего.

Краткая информация об авторах: В настоящей статье авторами рассмотрены меры финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства и определены перспективы их развития в условиях реализации политики импортозамещения, проведен анализ статистических данных о динамике кредитования малых и средних предприятий, выделены проблемы и определены приоритетные направления, предусмотренные Правительством Российской Федерации в рамках осуществления поддержки. В заключении авторы делают вывод о том, что в настоящее время в России созданная система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства требует дальнейшего своего совершенствования.

Ключевые слова: Актуальность вопроса осуществления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сегодняшних условиях не только не снижается, а напротив, повышается, а практика реализации проводимой государством политики в этой сфере, представляя порою фрагментарные, не всегда связанные в единую систему меры, а также недостаточно развитая финансовая поддержка со стороны государства через социальные структуры, требуют все большего пристального внимания.

Эти факторы - не исключение — показывают тесную связь правовых проблем с финансово-экономическими, необходимость выработки продуманных действенных правовых механизмов, доказывающих свою эффективность.

Меры поддержки

Вместе с тем успешное решение проблем малого бизнеса может обеспечить только объединение усилий государства, банковского сектора и, главная составляющая, - представителей малого предпринимательства, но при одном условии, что они будут вести бизнес в рамках Российского законодательства. В дальнейшем перспективы развития сектора малого и среднего бизнеса будут определяться готовностью банков так выстраивать свои взаимоотношения с малым бизнесом, чтобы не только сохранить клиентов среди предпринимателей данной категории, но и дать им надежду на их дальнейшее развитие.

Сегодня особую остроту приобрела проблема невозврата кредитов, в том числе для малого и среднего бизнеса. Данный вопрос частично можно решить через реструктуризацию имеющихся задолженностей. С этой целью необходимо провести тщательный анализ кредитной истории, оценить состояние дел на предприятии, наличие договоров и их исполнение, движение денежных потоков. И только после этого возможно предоставить отсрочку в погашении долга.

Финансовую политику поддержки малого бизнеса на федеральном уровне Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса. будут работать с субъектами малого бизнеса, а также по созданию условий для кредитования и оздоровление финансового рынка России в целом не .

О Корпорации Банкам и кредитным организациям Организациям инфраструктуры поддержки Органам власти субъектов РФ Пресс-служба Контакты В году, когда Корпорация начинала свою деятельность, компании с государственным участием покупали у малого и среднего бизнеса товары и услуги на сумму не выше миллиардов рублей в год, а в текущем году, по предварительным данным, это уже более трёх триллионов рублей.

Теперь Корпорации малого и среднего предпринимательства совместно с бизнесом предстоит взять следующую высоту — к году довести объём закупок до пяти триллионов рублей. Вполне достижимый результат. У нас действует институт развития — Корпорация МСП, которая оказывает небольшим компаниям кредитную и гарантийную поддержку.

Особенно тем, которые реализуют проекты с повышенным риском. Соответственно, корпорация должна иметь необходимые финансовые ресурсы, в том числе резервы на возможные потери. Рассчитываем, что в следующем году сумма гарантий, которые будут выданы по линии Корпорации МСП, увеличится более чем в три раза — до 44 млрд рублей с 14 млрд в этом году.

Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства

Государственная экономика Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса Проблема финансирования малого бизнеса ставится во главу угла практически всех программ поддержки предпринимательства. Финансовый аспект, безусловно, является важным, но далеко не определяющим фактором развития бизнеса, в особенности, если рассматривать проблему с точки зрения государственной политики приложение 3, таблица 4.

Финансовую политику поддержки малого бизнеса на федеральном уровне осуществляет Федеральный фонд поддержки малого бизнеса путем реализации за счет бюджетных и внебюджетных источников Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса. На региональном и муниципальном уровнях данную функцию выполняют региональные и муниципальные фонды поддержки малого бизнеса на основе соответствующих региональных и муниципальных программ.

Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющих раскрыть внутренний потенциал малых предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности.

При разработке основных направлений кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого бизнеса были выделены различные формы финансирования лизинга и схемы проведения лизинговых операций, системы самофинансирования малого бизнеса кредитные союзы, общества взаимного страхования и микрокредитование.

«О мерах государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде субсидий на поддержку бизнес-инициатив» и.

Должны ли мы стремиться разбогатеть или же должны довольствоваться тем, что есть, что пить и во что одеться? Не приводит ли стремление к богатству к неминуемым бедам? Финансово- кредитная поддержка малого предпринимательства Финансовую политику поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства путем реализации за счет бюджетных и внебюджетных источников Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, государственным заказчиком которой он является.

На региональном и муниципальном уровнях данную функцию выполняют региональные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства на основе соответствующих региональных и муниципальных программ. Главной целью финансовой политики государства в отношении малого бизнеса является устранение неблагоприятного положения малых предприятий на рынке кредитных и инвестиционных ресурсов в силу их недостаточной финансовой устойчивости и залогоспособности, а также целевое финансирование отдельных высокоэффективных программ и проектов, позволяющих раскрыть внутренний потенциал малых предприятий, обеспечить их поступательное развитие и повышение конкурентоспособности.

Основными направлениями кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства являются: Возможности малых предприятий получить банковский кредит ограничены в силу более жестких требований банков к малым предприятиям по предоставлению гарантий возврата кредита ввиду отсутствия у последних достаточно длительной кредитной истории и повышенных рисков. Банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживание крупных предприятий, что существенно повышает издержки кредитования малых предприятий и приводит к повышению ставок по кредитам.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации в рамках Федеральной программы ведется работа по формированию группы банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов, в том числе с государственным участием, которые будут работать с субъектами малого предпринимательства, а также создание условий для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на кредитование малого предпринимательства, вовлечения средств частных инвесторов в развитие малых предприятий.

Банк России рассматривает вопрос о создании небанковских кредитных организаций, которые будут осуществлять депозитно-кредитные операции и специализироваться на обслуживании кредитовании отдельных видов деятельности, в том числе на кредитовании субъектов малого предпринимательства.

Услуги фонда МСП

Так, при реализации указанного мероприятия субъектам МСП, зарегистрированным в моногородах, предоставляются субсидии на компенсацию затрат для модернизации производства, гранты начинающим предпринимателям по франшизе и субсидии социальным предпринимателям. Кроме того, для расширения потенциала региональных гарантийных организаций Минэкономразвития утверждены основные положения Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до года.

Система предусматривает внедрение трехуровневой целевой модели оказания гарантийной поддержки субъектам МСП:

Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления Кредитование малого предпринимательства как форма финансовой поддержки улучшение общей среды деятельности субъектов малого предпринимательства. концепция государственной поддержки малого предпринимательства.

Информационные сообщения С 12 декабря по 18 декабря текущего года управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры проводится конкурсный отбор заявок субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления государственной поддержки в виде субсидий на поддержку бизнес-инициатив. Мероприятие реализуется в рамках постановления Правительства Алтайского края от В конкурсе могут принять участие субъекты бизнеса, зарегистрированные на момент подачи заявки 24 месяца и более, имеющие среднесписочную численность работников 10 и более человек и выплачивающие заработную плату более 15 тыс.

Государственная поддержка осуществляется по факту произведенных и документально подтвержденных затрат. Место подачи заявок для участия в конкурсе: Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, адрес: Барнаул, ул. Молодежная, 26, каб. Время приема документов с С вопросами, возникающими при подготовке заявок, предлагаем обращаться к специалистам управления по телефонам

Урок 10. Государственная поддержка малого бизнеса